Контрформа — это художественный прием, позволяющий из разных по содержанию форм составить новое изображение. Причем читается в первую очередь та форма, на которую обращено внимание. Самый известный пример — это, наверное, логотип американской службы доставки Fedex, в текстовом написании которого прекрасно уместилась стрелочка, придающая логотипу динамичность.
Этот приём очень популярен в дизайне, вот ещё несколько логотипов с его использованием:
И знаков:
Контрформу используют и в иллюстрации:
И, конечно же, в рекламе. Фонари Philips:
Постеры IBM:
Это один из интересных приёмов в дизайне. Знание непереходящей классики, интерес к истории дизайна, ориентация в современных тенденциях всегда помогает нам целостно смотреть на процесс создания того или иного проекта, умело сочетая и то, и другое.